Med-Practic
Посвящается выдающемуся педагогу Григору Шагяну

События

Анонс

У нас в гостях

Aктуальная тема

 

НОВОСТИ. Память, нарушения памяти

Умеренная выпивка провоцирует кошмарные воспоминания

Умеренная выпивка провоцирует кошмарные воспоминания

Британские психиатры обнаружили, что реакция на психологическую травму зависит от количества алкоголя, выпитого перед ее получением. У того, кто был даже слегка пьян, риск получить в будущем посттравматическое стрессовое расстройство выше, чем у трезвого человека. Исследователи из Университетского колледжа в Лондоне (University College London) выяснили, что эффект может дать уже сравнительно скромная доза спиртного, – буквально пара бокалов вина. Если после выпивки человек столкнется с каким-то травмирующим событием, то оно отложится в памяти так, что, с большей вероятностью, будет давать спонтанные воспоминания в будущем. Именно спонтанные и при этом навязчивые воспоминания неприятных и болезненных сцен лежат в основе посттравматического стрессового расстройства, иногда сокращенно называемого ПТСР, или афганским/вьетнамским (по местам вооруженных конфликтов) синдромом. Когда дым от костра вдруг представляется пороховым дымом, а красный ковер — разлитой на месте аварии кровью, то это именно оно, расстройство, которое требует вмешательства врача. Почему? В основе афганского синдрома — неправильная работа памяти. Причем, как поясняется в сообщении о работе ученых, при этом действует память двух различных типов – автобиографическая, называемая также эксплицитной, и контекстная (имплицитная), хранящая информацию о разного рода дополнительных деталях и окружении. Разная память Различие между эксплицитной и имплицитной памятью можно пояснить на примере. Ваш номер телефона, например, скорее всего, будет храниться в эксплицитной памяти — его можно произвольно вспомнить в нужной ситуации, у платежного терминала или при звонке себе же с чужого аппарата. А вот, к примеру, популярная мелодия может «всплыть» совершенно непроизвольно, это уже имплицитная память. Кроме того, нейробиологи выделяют отдельно моторную память, разделяют кратковременную и долгосрочную формы памяти. Исследователи предположили, что алкоголь ослабляет имплицитную память, нарушая сохранение информации о контексте, сопутствующих ситуации деталях. Это в итоге приводит к тому, что впоследствии событие вспоминается даже там, где окружение лишь отдаленно напоминает о произошедшем: травмирующее воспоминание утрачивает твердую привязку к конкретному месту. Эксперимент В силу деликатности темы посттравматического стрессового расстройства значительную часть экспериментов по формированию воспоминаний о болезненных событиях проводят, как правило, на мышах. Но опыты на мышах все-таки не позволяют получить результаты, которые можно напрямую переносить в клиническую практику. Поэтому в опыте британских исследователей принимали участие люди. Коррекция памяти В ходе экспериментов уже найдено несколько способов заблокировать чрезмерно активные воспоминания о травмирующих событиях, причем не стерев их полностью, а всего лишь лишив возможности спонтанно проявлять себя. Если успеть вмешаться в первые 24 часа после травмы, то можно обойтись и без лекарств. Полусотне добровольцев предлагали вначале выпить, а потом участники исследования проходили специальный тест, разработанный для оценки их способности запоминать происходящее. После теста все смотрели короткий видеоролик с записью автомобильной аварии. На этом первая часть опыта завершалась. Области мозга, проявляющие активность при переживании спонтанных воспоминаний во время посттравматического стрессового расстройства. Синие контуры - трехмерная модель мозга, цвета от красного до белого кодируют уровень активности, измеренный методом электроэнцефалограммы. Через неделю тех же добровольцев просили указать, сколько раз они спонтанно вспоминали увиденное. Причем исследователи в отличие от участников эксперимента знали еще кое-что: кому дали алкоголь, а кто на самом деле получил такой же напиток, но не содержащий этанола. Те, кто не пил вовсе, продемонстрировали наилучшее воспроизведение как сознательной, так и непроизвольной памяти, причем с минимальным числом флэшбэков – спонтанных воспоминаний. У тех, кто получил максимальную дозу алкоголя, ухудшилось оба вида памяти. А вот выпившие среднее количество (в пересчете на привычные единицы это около двух бокалов вина или 75 граммов водки) показали, с точки зрения психологов, наиболее неблагоприятную картину. У них ухудшилась контекстная память, а автобиографическая осталась не затронута. Практика Конечно, полученные учеными результаты не означают того, что умеренная выпивка хуже, чем обильная, несмотря на то что в случае с небольшими количествами алкоголя риск формирования посттравматического расстройства выше. В состоянии сильного опьянения выше сам риск попасть в такую ситуацию, которая чревата травмирующими воспоминаниями. Поэтому сторонники чрезмерных возлияний все-таки остаются без аргумента в свою пользу. Тем более что ученые прямо говорят, что у людей, переживших неприятные моменты в состоянии сильного опьянения, возможен и другой эффект — они изначально практически ничего не помнят, а затем домысливают наихудший из всех мыслимых сценариев.

Источник. gzt.ru
Администрация сайта med-practic.com не несет ответственности

за содержание информации
Loading...
Share |

Вопросы, ответы, комментарии

Читайте также

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ СТАТЬИ